пʼятницю, 7 вересня 2012 р.

Завидовать? Лучше брать пример!

Недавно наткнулась на статью с названием «Зависть – стимул достижения цели?» и задумалась о том, зачем в конце заголовка стоит вопросительный знак. Многие утверждают, что зависть – негативное, разрушительное чувство, что завидуем мы только тем, кто лишь чуть успешнее нас самих, а не олигархам, принцу Монако и т.п.

Действительно, данное чувство пробуждается в нас тогда, когда другой человек достигает большего в той сфере, в которой вы таких высот еще не видали. Признайтесь, если вы работаете, к примеру, журналистом, вы, скорее всего, не будете завидовать танцору, попавшему на подтанцовку поп-звезды. Но, если ваш коллега по цеху возьмет эксклюзивное интервью, скажем, у Каддафи прямо перед его смертью и прославится на весь мир, вас тут же «задавит» огромная зеленая ропуха.


Соглашусь, зависть – это всегда результат сравнения. И именно мы сами (а, по мнению некоторых, наши родители в детстве) взращиваем в себе какую-то неполноценность, ощущение вселенской несправедливости, упущенных возможностей, жалости к себе. Почему-то, первая мысль, которая зачастую проносится в голове в таких случаях, - на его месте должен/на быть я. Как часто вы говорили себе «Вот ему/ей повезло» и не замечали, каким образом на самом деле с другими произошло то, что вызвало у вас зависть.

Уверена, сравнивать себя с другими не просто можно, а и необходимо! Почему? Потому, чтобы брать пример с их достижений, учиться на их ошибках и превзойти собственные ожидания!

«Единственная профилактика зависти - это осознание своей собственной уникальности, непохожести на других», - гласит упомянутая мною выше статья. Я не соглашусь полностью с этой мыслью. Мы уникальны внешне и внутренне, уникальны своим характером, внешностью и т.п. Но! Мы все находимся в одинаковых условиях общества, в котором живем. Каждый может достичь вершин или скатиться в пропасть. Где вы находитесь, зависит лишь от того, насколько конструктивной окажется ваша зависть.

Расскажу вам о своем опыте. С самого детства я мечтала жить в достатке, иметь много денег (интересно, кто об этом хоть разок не мечтал), кататься по миру и прочее. Естественно, меня «давила жаба» и я по-черному завидовала тем, у кого было больше возможностей (в том числе и финансовых), чем у меня. Так было довольно долго. Изучая в университете пирамиду А. Маслоу и позже читая разную психологическую, а временами и эзотерическую литературу, я понимала разрушительность собственных чувств и подобных желаний. Но мне казалось, что с этим я ничего поделать не смогу и я отступала сама перед собой. Вы, вероятно, скажете, что у меня было недостаточно желания или силы воли над собой работать. Нет, все это было. Но приоритетом для меня все так же оставалось лишь материальное благосостояние. Откровенно говоря, даже зарабатывая какие-то деньги я продолжала думать, что кто-то в этом плане более везучий, кто-то оказался в нужное время в нужном месте, кому-то повезло с родителями и т.п.

Спустя несколько лет я взяла книгу А. Маслоу и на первой же, случайно открытой странице передо мной красовалась знаменитая пирамида потребностей человека. Прочитав и обновив в памяти ее концепцию, у меня в мозгу сработал какой-то переключатель и я с открытым ртом села на стул.

Я до сих пор не знаю, что конкретно со мной произошло в тот момент и как это все происходило, но кое-что изменилось. Эту мою страшную зависть и зацикленность как будто кто-то взял и выключил. Я было вздохнула с облегчением, мол все, сосредоточусь на самореализации, но со временем поняла, без удовлетворения той же финансовой потребности (которая, кстати, никуда не исчезла, а просто приобрела новую форму) это невозможно. Вы возразите, а как же утверждение, что художник должен быть голодным? Согласна, но в таком случае художник рисует шедевры не для самореализации, а для того, чтобы было за что купить покушать :)
Что же произошло с моей завистью? Она превратилась из разрушающего в конструктивное чувство, из зеленой жабы, в толкающий локомотив.

«Создайте «идеальный образ себя», образ, где вы уже наделены теми качествами и талантами, которые хотите приобрести, пусть он станет вашим жизненным ориентиром. Тогда появляется осознание того, что если кто-то достиг высоких результатов, значит, я тоже могу. Могу проанализировать их дорогу к успеху, понять свои ошибки, открыть что-то новое в себе, и, не пытаясь повторить чужой путь, пойти своим, с благодарностью к тем, у кого я смог научиться». С этими словами нельзя не согласиться.

Если кто-то вызывает у вас зависть, остановитесь на секундочку и посмотрите, что он сделал для того, чтобы вы ему завидовали? Ведь если вы завидуете, значит понимаете, пускай и неосознанно, что могли бы достичь того же. Так что вам мешает это сделать? Удача? Она есть в равной степени у всех! Лень? Тогда не вините судьбу за то, что она улыбается не вам!

Зависть, действительно, может разрушать человека, а может превратится в мощный стимул к действию ради достижения цели. Выбор всегда за вами! :)


В статье использованы материалы М. Бреславец с портала «У психолога», а также статья «Опыт клиента… без консультации психолога», опубликованная в «Живая книга. Личные алгоритмы экофасилитации».

Немає коментарів:

Дописати коментар