середу, 11 вересня 2013 р.

Лучшее образование - опыт!

В последнее время мне на глаза часто попадаются различные ссылки на статьи, картинки либо же видео лекции о системе образования, его трансформации и т.п. Мне интересно их читать и сверяться с собственными представлениями на этот счет, которыми хочу сегодня с тобой поделится.

Итак, мысль о том, что в скором времени университеты перекочуют в сеть, не нова, но имеет под собой основания. Если базовое образование изменяется только путем сокращения количества учеников в классе и добавлением интерактивного взаимодействия, то высшее претерпевает куда более заметные изменения.


Еще в школе я частенько слышала от учителей хвалебные оды (пост-)советской системе образования. Мол, там, на Западе учат узко, а здесь, у нас - широко. Наш школьник, а затем и выпускник ВУЗа, знает и умеет все - от классической литературы, математических формул и химических зависимостей до технологии выпиливания гвоздя, починки крана или вязания крючком. Хорошо ли это? Мы часто спрашивали себя - а пригодится ли нам знание валентности углерода и графики котангенсов в обычной жизни?

Не спорю, общая эрудированность и образованность никогда не были пороком. Такой базис в начальном образовании просто необходим для того, чтобы школьнику легче было выбрать себе занятие по душе. Но зачем все это в университете? Зачем на первом курсе изучать уже пройденный в школе материал? Зачем снова сдавать экзамен по украинскому языку и истории будущему программисту?

Меня как-то удивило, что курс юриспруденции в Гарварде длиться всего три года, в то время как у нас на магистра права учатся 6 лет! Почему так происходит? Как по мне, в первую очередь потому, что наша система образования в высшей школе все еще ориентируется на общую эрудированность, включая общеобразовательные предметы для всех специальностей. Согласна, что знание психологии может помочь экономисту, и даже биоинженер должен грамотно писать. Но все эти предметы можно исключить из базовой программы и ввести в качестве факультативных. А еще лучше - сделать их частью профессии. Например, читать не просто историю Украины, а историю с юридическим, экономическим, социальным уклоном. Не уходя от основной специализации, но наполняя теоретические знания практическими историческими примерами. И так во всем. Ведь взрослому человеку не нужны стопки книг, которые он должен выучить назубок к очередному экзамену. Ему нужно понимание процессов, опыт, навыки!

Именно поэтому интернет сейчас просто кишит всякими краткосрочными курсами, он-лайн университетами, где всего за полгода-год, а то и быстрее ты получаешь необходимые знания и опыт.



Время - вот что является самым ценным в эпоху стремительного прогресса - не только технического и технологического, но и личностного. Когда ты спешишь жить, некогда тратить драгоценные секунды на повторение правил правописания.

Опыт - самое ценное нынче образование! Каким бы он ни был в твоей жизни - он прекрасен потому, что он у тебя есть! Именно приобретенный опыт характеризует тебя как специалиста и как личность. Нет опыта, каким бы начитанным ты ни был, нет и тебя. Энциклопедию сегодня можно найти в любом устройстве с интернетом. Поэтому не трать время, чтобы превратиться в ходячую ее версию. Однажды я тоже была такой. И это все равно заставило меня обратится к опыту и начать его если не приобретать, то хотя бы анализировать.

Оглядываясь назад, можно многие непонятные ранее вещи разложить по полочкам. Именно этому я пытаюсь научить всех участников своих тренингов и мастер-классов. Все, что с нами происходит поддается анализу и приводит к определенным выводам. Какими они будут и что с ними делать - ты решаешь сам. Моя задача - показать тебе, что они существую и могут быть полезны как уроки твоего собственного прошлого для твоего собственного будущего!

Вот так вот :)


3 коментарі:

  1. Неприятные ассоциации после фразы "кишит ...курсами".))) А вообще опыт это правильно очень ценная часть образования, но часть...

    ВідповістиВидалити
  2. Valentnost ugleroda vajnaya vew :D Matematika, biologiya, ximiya, fizika, istoriya, literatura - mi s etim stalkivaemsya kajdiy den! Obrazovanie podnimaet uroven kulturi cheloveka. I delo sovsem ne v poleznosti tex ili inix znanij. Mne kajeta chto wirota obrazovaniya nuzhna - chem bolwe znaew, tem luchwe rabotaet mozg :D Tak skazat bolwe svyazey mejdu neyrobami. Nujno umet mislit, delat analiz dannix, sopostavlyat - eto ne tolko sovokupnost neobxodimix navichek dlya raboti, no i dlya sebya. No nasha sistema obrazovaniya kak ona est seychas - eto pozor!

    ВідповістиВидалити