середу, 16 жовтня 2013 р.

История одной публикации

Однажды весной ко мне на мастер-класс об условностях восприятия пришла девушка - журналист одного украинского журнала. Мне было жутко приятно, что смогу донести свои мысли до большей аудитории. Выход материала планировался на август.

Лето закончилось, материал так и не вышел. Говорят, перенесли тему на осень.

Что ж, возможно, пока большая аудитория ждет, я могу поделится своим взглядом на человеческое восприятие с тобой :)


Итак, твоему вниманию предлагается готовая к публикации статья. Но, поскольку жизнь идет вперед и я развиваюсь, как психолог и как личность, статью я дополню своими свежими мыслями и комментариями. Они будут выделены курсивом. Приятного чтения :)

А я готовлюсь к своему очередному, обновленному и насыщенному мастер-классу.


Условности Восприятия

Человек индивидуален. Каждый воспринимает ситуацию и людей по-разному.  Почему мы даем свою оценку происходящему и смотрим на ситуацию со своей колокольни? Какие факторы влияют на наше восприятие? Об этом и многом другом пойдет речь.

«Мимо проходит  ухоженная женщина, красиво одета, элегантна и сдержана. Рядом с ней идет красавец – мужчина. Они вышли из дорогой машины и направились в престижный ресторан в центре города. Она идет под руку с ним, улыбка не сходит с его лица. Они счастливы».
 Прохожие, обратившие свое внимание на данную пару, подумают разное - мужчина с любовницей, муж с женой, мужчина с сестрой, мужчина с коллегой. Вариантов великое множество. Почему? Потому что все зависит от нашего индивидуального восприятия и видения ситуации.
Что же такое восприятие?
Восприятие – это анализ нашей психикой поступающей информации через органы чувств. То есть – это то, что мы видим, слышим, осязаем. А то, что мы чувствуем – это наша реакция на воспринятый объект.
Восприятие очень часто путают с ощущениями, которые как раз и толкуют как результат воздействия объективного мира на органы чувств человека. Если же прояснить понятие восприятия, его можно определить как отражение в сознании действующих на органы чувств предметов и явлений, включающее в себя понимание и осмысление их на основе предшествующего опыта. То есть это уже в самом определении восприятия закладывается его некая условность - осмысление на основе предшествующего опыта.
Возникает тогда следующий вопрос… Почему восприятие условно?
Условное восприятие – это восприятие, обусловленное чем-то: опытом, убеждениями, стереотипами, эмоциональной реакцией.  Информация, попадая в наш мозг через органы чувств, обрабатывается исходя их наших убеждений и ценностных установок. Наше восприятие всегда условно, постоянно существует контекст, условие, множество факторов, которые влияют на него. Первое, что мы делаем – это подтверждаем контекст нашим опытом, то есть ищем что- то старое, что может нам помочь в действиях, если не находим – тогда ищем подсказки и пытаемся что-то предпринять.

Интересным фактом является то, что одними из определений понятия "условный" являются - не существующий на самом деле, воображаемый, допускаемый мысленно, и основанный на устарелых канонах, на отказе от реалистического воспроизведения действительности. То есть условность нашего восприятия является процессом трансформации объективного внешнего мира (окружающей нас реальности) в субъективный (мир, в котором мы живем, по мнению нашего сознания). Необходимыми элементами условности являются как внешние (контекст, время, место, люди, нормы, правила, культура и пр.), так и внутренние (внимание, память, мышление, темперамент и пр.) факторы.
В подходе НЛП (нейролингвистического программирования) существует такое понятие, как "репрезентативная система", то есть преобладание в процессе восприятия одного или двух каналов восприятия - зрения, слуха, тактильных ощущений или логических рассуждений. Это так же обуславливает наше восприятие, влияет на усвоение информации и процессы коммуникации. 
Типы личностей исходя из особенностей восприятия.
Существуют так называемые каналы восприятия, с помощью которых человек получает информацию. Основываясь на этом, людей разделяют на следующие типы:
1 Аудиалы – люди, которые воспринимают информацию на слух. Они очень любят слушать, но не приемлют шумных скандалов, конфликтных ситуаций, предпочитают мелодичную музыку.  Они внимательно слушают собеседника, при этом их вид может выражать обратное мнение. Предпочитают слушать аудиокниги.
2. Визуалы – 90% людей на планете преимущественно - визуалы. Самым важным инструментом восприятия для них является зрение. Они предпочитают стоять или садиться при разговоре, смотреть на собеседника слегка издалека, чтобы лучше видеть. Любят красиво одетых людей, очень часто сами следят за стилем своей одежды и пытаются выглядеть элегантно. Визуалы активно жестикулируют. Предпочитают посещать кинотеатры, смотреть спектакли, где есть превосходная возможность наблюдать за происходящим.  Визуалам тяжело слушать человека, при этом они требуют повышенного внимания со стороны собеседника к ним. В большей части к этой группе людей относятся – женщины. Они не приемлют, когда к ним дотрагиваются, поскольку ценят свое личное пространство.
3. Кинестеты  – люди, которые воспринимают окружающую информацию, в основном, за счет осязания, то есть тактильных ощущений. Им нужно что-то потрогать, пережить. Для понимания и усвоения информации им необходимо попробовать все самостоятельно. Они часто любят прикасаться к людям. Им свойственно употреблять следующие выражения в ежедневной лексике: «Я чувствую, что это к лучшему. Я чувствую, как холод пробирает меня. Я чувствую, как сердце стучит быстрее при виде его», и т.п. Они ценят комфорт и удобство. Часто кинестеты становятся хорошими врачами, писателями, поскольку они «чувствуют» мир во всех его проявлениях.
4. Дигиталы – это люди, которые воспринимают информацию с помощью логики, смысла выражений, действий. Им необходимо приводить весомые факты, обоснованные чем–то. Они менее общительны, чем другие типы. Часто употребляют такие фразы: «В этом нет логики, давай рассмотрим ситуацию более конструктивно. Это бессмысленно. Какая выгода от этого?». Дигиталам свойственны рациональность, неординарность мышления, функциональность внешней обстановки. Часто они погружаются в себя, обдумывая свои идеи и мысли. Ведут размеренный образ жизни, не любят спешку. Среди дигиталов часто встречаются  деятели науки или программисты.
 
Следует отметить, что с возрастом ведущая репрезентативная система человека может изменяться. Также не стоит забывать и о том, что "чистых" видов в природе практически не существует. У каждого из нас в разных ситуациях могут преобладать разные каналы восприятия. Чаще всего это зрение и слух.
Видение ситуации с разных сторон.
  Как упоминалось выше, восприятие ситуации и других людей, а иногда и самих себя, у каждого человека всегда чем-то обусловлено – стереотипами, опытом, потребностями, мотивами и пр. Именно поэтому практически невозможно быть объективным по отношению к ситуациям/людям, которые касаются Вас непосредственно.
Прошлое влияет на то, кем мы являемся сейчас, что мы имеем на сегодняшний день. Однако мы не в состоянии изменить то, что было в прошлом. Единственное – у нас есть возможность этим воспользоваться.  Первое, что мы выносим из прошлого – это опыт, которому  самостоятельно даем оценку – позитивную либо негативную. Поэтому, если у нас была конфликтная ситуация в прошлом, которая не дает покоя, прежде чем пытаться ее как-то решить, необходимо понять, что полезного мы можем взять из этих, уже сложившихся обстоятельств? Изменив отношение к ситуации, мы в состоянии посмотреть и оценить ее с другого ракурса. Поистине, наш мир зависит от того, как мы на него смотрим.

Мы можем отказаться от прошлого, мучить себя вопросами "почему так", а можем анализировать опыт с точки зрения уроков, выводов, которые учат не допускать больше одних и тех же ошибок, опираясь на настоящее строить будущее таким, каким мы хотим его видеть, и помнить, что объективная реальность очень часто сильно отличается от иллюзий о внешнем мире, существующих в нашей голове. :)
И все же, как посмотреть на ситуацию с разных сторон, расширить видение конкретной ситуации? Вот несколько рекомендаций от Светланы  Олифиры – психолога, экофасилитатора.
«Наше мышление имеет две основные функции – это синтез и анализ. Анализ – это когда мы видим ситуацию или объект, разделяя ее на составные части. Возьмем, к примеру, ручку и разделим ее на составные части: колпачок, стержень, основная часть – это анализ. Синтез – это когда все факторы собраны воедино - соберем все части ручки и будет у нас полноценный предмет.  Таким образом, когда мы разбиваем ситуацию на составные части, мы пытаемся затем ее синтезировать, чтобы предпринять определенные действия. Существует великое множество элементов, которые мы не видим в данной конкретной ситуации и наша задача состоит в том, чтобы разобрать ее на составные части и попробовать прожить этими составными частями.
Вот несколько конкретных рекомендаций:
1. Вспомните беспокоящую Вас ситуацию, опишите ее на листке бумаги своими словами. Разбейте на составляющие, чем их больше, тем лучше. Например, опишите все, что связано с проблемной ситуацией – людей, предметы, обстоятельства. Теперь закройте глаза и расслабьтесь. Поочередно представляйте себя всеми описанными составляющими. Спрашивайте их, что они думают по этому поводу. И записывайте уже их описание, точку зрения, предложения. Когда закончит выражать свои мысли последняя составляющая, внимательно посмотрите, что у Вас получилось. Какие новые мысли, идеи, варианты выходов образовались. Соберите все это воедино и посмотрите, что именно может Вам сейчас помочь.
2. Мы всегда воспринимаем ситуацию либо людей преимущественно одним из анализаторов – зрением, слухом, ощущением и т.п. И именно на основании увиденного, услышанного или прочувствованного уже делаем свои выводы, не обращая внимания на остальные составляющие восприятия. Чтобы заметить их,  возьмите лист бумаги и расчертите его на 4 части. В одной опишите все, что вы видели, наблюдали во время ситуации, во второй – все, что слышали и говорили (как вы, так и другие), в третьей – что вы ощущали, и в четвертой – какие действия предпринимали (как вы, так и другие). Проанализируйте то, что у Вас вышло, попытайтесь объяснить, почему именно это вы услышали, увидели, ощутили и сделали. Это позволит расширить восприятие ситуации и, возможно, подтолкнет к принятию наименее субъективного решения.
3. Во время восприятия любой ситуации первой появляется наша эмоциональная реакция. Это, с одной стороны, облегчает и ускоряет процесс в знакомых, «стереотипных» обстоятельствах, с другой – несколько притупляет наше внимание и может приводить к острым переживаниям, когда ситуация для нас нова и необычна. Как быть? Остановить эмоциональную реакцию мы не можем, зато можем переоценить и ее, и саму ситуацию, задав себе следующие вопросы: «Это мое восприятие ситуации? Это я? Почему и для чего возникает именно такое мое восприятие и отношение к происходящему?».
4. Еще один вариант рассмотрения ситуации под разными углами – это игра в шахматы. Представьте все возможные и невозможные варианты развития событий. Это хорошо делать как после произошедшего, анализируя ситуацию, так и до – моделируя ее. Таким образом, Вы не только будете готовы ко всему, но и сможете сократить время первой эмоциональной реакции.
Приведу пример из жизни. Мою коллегу решили разыграть на 1 апреля. Она недавно приобрела автомобиль. И вот раздается звонок. Человек представляется, что он из автосервиса и говорит следующее: «У Вашей машины проблемы с тормозной системой, поэтому мы настоятельно рекомендуем Вам приехать и поменять авто. Для этого оставляю Вам номер телефона, по которому Вы позже можете связаться и устранить данную проблему». Первой реакцией человека был шок. Первые мысли: «Как такое могло случиться, ведь я уже два месяца на ней езжу!». К концу дня, позвонив по озвученному раннее номеру телефона, коллега узнала, что это был розыгрыш.  Но на протяжении дня ею овладевали разные мысли по поводу ее железного коня. У нее сформировалось определенное видение этой ситуации. Что она делала? Она искала, как подтвердить данную ситуацию. Поэтому, первое, что мы ищем в какой-нибудь ситуации, имея опыт, стереотипы и модель поведения – это  подтверждающие факторы. И когда мы видим, что подтверждающих факторов – мало, а новых – больше, тогда мы начинаем задумываться: «Да, такой ситуации у меня еще не было, значит нужно поступать как-то по-другому». Вот тогда и наступает момент, когда мы начинаем искать другие пути решения».
А вот для создания нашего безусловного восприятия, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Что данная ситуация говорит обо мне? Почему я воспринимаю ее именно так? Почему я реагирую на этих людей именно так?». И когда мы четко определим для себя, где мы с нашими призмами восприятия и где реальная ситуация, тогда сможем более объективно смотреть на вещи.  Мы всегда воспринимаем то, что максимально укладывается в нашу систему мира, и уже потом начинаем воспринимать ситуацию по-другому. Нет опыта – получаем его. Есть опыт – максимально от него отталкиваемся.

Добавлю сюда еще и развитие понятийного аппарата как необходимое условие приближения субъективного восприятие к объективной реальности. Помнишь, как в школе нас заставляли читать много книг, объясняя это тем, что так мы научимся грамотно писать и говорить? А слова учительницы иностранного языка о необходимости постоянного пополнения словарного запаса?

Скажу проще, чем больше слов и их полных значений мы знаем, тем большими категориями мыслим, перенаправляем свое внимание, расширяем восприятие. У нас появляются больше возможностей, понимания происходящего, понимания себя и своих условностей. А, следовательно, создаются новые модели поведения, осознанные действия и регуляция их результатов.
Таким образом, к каждой ситуации необходимо подходить обдуманно и сдержанно. Не следует так же забывать о выводах, которые мы делаем из сложившихся обстоятельств, ведь лишнего опыта никогда не бывает.

Статья подготовлена Кариной Мельничук

Немає коментарів:

Дописати коментар