суботу, 30 серпня 2014 р.

Ответственность - это свобода / Responsibility Equals Freedom


Прошлой осенью я стала посещать тренинг-курс по достижению целей. Одним из важных аспектов формирования желаемого образа и, собственно, деятельности, ведущей к его реализации, была ответственность. Тогда на вопрос: "Берешь ли ты ответственность за свою цель на себя?" я отвечала утвердительно и без всяких сомнений. Но позже одна-единственная фраза, прочтенная в книге девушки в метро, заставила меня усомниться в собственной честности.

"Ответственность - это свобода". Вот, что это была за фраза.

Сперва я была категорически несогласна с таким утверждением. Как ответственность может означать свободу? КАК? Ведь я же должна все время думать о последствиях, результатах, своих поступках и действиях, учитывать кучу препятствий и разнообразных факторов, зависеть от них... Какая уж тут свобода!

Во время своих тренингов и консультаций я все время акцентировала внимание на определении понятия "ответственность" - обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо. Все время я говорила о причинно-следственных связях, выборе и контексте. Но никогда о свободе, которую эта ответственность может дать в повседневной жизни. Никогда до теперь. Сейчас я действительно понимаю, что значит быть ответственным и свободным одновременно. И сегодня постараюсь объяснить это тебе.

Ранее я как-то писала, что каждый человек сам создает свою Вселенную, свой мир и руководит им. В то время я имела ввиду, что у каждого свой взгляд на действительность, свое восприятие объективной реальности, своя карта и территория. Каждый из нас волен всего лишь изменив внутреннее состояние и отношение к чему- или кому-либо создать для себя новый мир. Каждый из нас творец.

Но творец должен быть ответственным. В первую очередь за то, что он создает, за свои поступки и действия, за свое будущее!

В моей жизни был период, когда я доверяла свое будущее другим людям и "судьбе". Тогда я, признаюсь честно, хоть и рыдала теряя возможности, хоть и заявляла громко о том, что пришло время все поменять, но не двигалась с места, не поднимала свою пятую точку и не меняла свою жизнь.

Хорошо это или плохо?

В то время это было для меня естественно и экологично. Было легко ни о чем не думать, зная, что за тебя уже кто-то подумал, кто-то принял решение, кто-то сделал выбор. От меня требовалось лишь согласиться с ним (другие варианты не рассматривались) и выполнять. Не скрою, порой это все напоминало мне крепостное право. Но жизнь была легкой и не требовала выходить из собственной зоны комфорта, не предполагала никаких собственных инициатив и других действий.

Изменить свое восприятия и наконец принять ответственность на себя заставил тот факт, что у меня на глазах мои коллеги росли и развивались, получали удовольствие от работы, проявляли инициативу, получали больше бонусов, в том числе и финансовых, а я в это же время сидела как в консервной банке, с одним и тем же видом деятельности без перспективы разнообразия. Помню, как терпело поражение мое самолюбие, как хаотично сознание пыталось найти всему этому логичное объяснение, успокоить меня, апеллируя к адекватности поведения ситуации и прочее. Но все в итоге упиралось в это волшебное слово "ответственность".

Что же такое для меня эта ответственность?

Ответственность - это взятые на себя обязательства, это забота о тех, с кем ты взаимодействуешь, и обдумывание влияния собственных слов и поступков на тех, для кого они предназначены. Именно ответственность помогает мне внимательно слушать клиентов и подбирать для них подходящие инструменты и необходимую информацию. Она заставляет не рубить сгоряча, обдумывая собственные решения. Ответственность позволяет выделять приоритеты, отказываться от одного и соглашаться на другое, делать осознанно необходимый выбор, учитывая благоприятный контекст, ресурсы и ограничители. Она же иногда вызывает во мне волнение и предвкушение запланированных результатов.

Но ответственность это не просто прийти вовремя, выполнить порученный тебе объем работы, сдать задание до дедлайна, планировать свой день, вносить коррективы, выслушивать критику от руководства и брать обратную связь от клиентов. Ответственность это еще и уважение собственного "хочу", и одновременное заглядывание вперед, определение перспектив и эффектов от сегодняшних поступков и действий. Чего я хочу, насколько это коснется других, какие результаты принесет, каким путем этого добиться...

В этом и начинает проявляться свобода!

Я сама выбираю свой путь, определяю свое будущее и самое важное - пожинаю его плоды. Ответственность позволяет мне получать удовольствие от реализации своего потенциала, обязует извлекать уроки из не совсем удачного опыта и трансформировать последствия в необходимые для новых возможностей причины. Ведь все это важно для моего же будущего, того, которое я сама себе желаю!

Ответственность - это свобода жить своей жизнью так, как хочется тебе, выбирать и СТРОИТЬ свой путь таким, каким хочешь именно ты, а не твои родители, руководители или "лидеры нации".

Ответственность - это свобода соглашаться с другим мнением, критиковать его, предлагая свой, альтернативный вариант, творить совместно что-то новое и уникальное.

Ответственность - это свобода чувствовать себя хорошо и вдохновленно, заниматься тем, что разжигает в тебе огонь энтузиазма, самому создавать свои обязательства, быть тем, кем ты хочешь.

Конечно, ответственность - это не вседозволенность, а постоянная саморефлексия и работа над собой. Это непрекращающееся взаимодействие с другими людьми и объективной реальностью. Это желание познания и в то же время некий страх отказаться от привычного способа жизни. Это смелость выйти/расширить зону комфорта и осторожность/неспешность в принятии важных решений.

Ответственность - это ты настоящий, опирающийся на тебя прошлого и стремящийся к тебе будущему.

Взять ответственность за собственную жизнь на себя - важный шаг. Но тот, кто решился на это, получает настоящую свободу и реальный выбор! И чем больше выбор, тем больше ответственность и тем шире возможности!

Будь ответственен, будь свободен!

P.S.: Именно ответственности за собственную жизнь, цели и отношения мы учимся на курсе "Сам себе эксперт". Набор в новую группу уже открыт. Регистрируйся прямо сейчас!

Немає коментарів:

Дописати коментар