понеділок, 2 грудня 2013 р.

Не оправдать ожиданий... / Fall short of expectations

Мы очень часто формируем какие-то ожидания. Вернее, всегда это делаем. Мы моделируем ситуации, оцениваем людей и происходящее и, порой, оказываемся огорченными от того, что картинка окружающего мира уж очень отличается от существующей в нашем воображении.

Каково это, не оправдать ожиданий? Ты чувствуешь обиду, жалость, сожаление, досаду, начинаешь корить себя за то, что не прикладывал достаточно усилий, что не смог соответствовать ситуации, в которой оказался на все 100%...
Я сама испытывала такие разочарования, но потом, с появлением некой толерантности к неопределенности и понимания условностей индивидуального восприятия, стала обращать внимание на другое.



По роду своей деятельности мне самой приходиться оправдывать ожидания других людей. :) Но стоит ли на них ориентироваться? Не является ли сознательное оправдывание чьих-то ожиданий согласием на манипулирование собой? И что делать, если пребывая в ожидании ты, порой, получаешь больше "бонусов", чем предпринимая какие-либо действия? Давай разбираться.

Сам процесс ожидания чего-то от кого-то заложен в нас нашим опытом, социальными стереотипами и представлениями о нормах, морали, правильности поведения. Именно поэтому, когда ты сталкиваешься с чем-то не шаблонным, это вводит тебя в ступор, провоцирует стрессовые переживания и т.п. Естественно, ты начинаешь адаптироваться к новой обстановке, "записываешь" в свою библиотеку шаблонов новый стереотип и идешь дальше. Сталкиваясь в дальнейшем с похожим типажом, ты заранее начинаешь вешать на него существующий в твоей голове стереотип - ярлык, а потом, если совпадения не случилось, с огорчением констатируешь несоответствие ожиданиям.

Ожидания - это наше представление о том, что, выходя из контекста, речи, поведения, внешнего вида, должно произойти. Но у другого/других есть такие же ожидания по отношению к тебе, которые совсем не обязательно будут совпадать с твоими. Это абсолютно нормально!

Если никто так и не скажет о своих ожиданиях, не согласуется, произойдет недопонимание. Затем оно может перерасти в конфликт, обиду, злость и пр. Как этого не допустить?

Во-первых, всегда отдавать себе отчет, чего ты ожидаешь в данной конкретной ситуации от данного конкретного человека и почему.

Во-вторых, по возможности постараться сообщить ему об этом.

В-третьих, выяснить ожидания и/или видение происходящего у другой/других стороны.

В-четвертых, сопоставить собственные ожидания и принять решение, стоит ли от них отказываться. Ответь для себя на вопрос: насколько важно тебе придерживаться своих убеждений и получить ожидаемое в данной конкретной ситуации? Исходя из собственного ответа - действуй!

В-пятых, психолог не может не ориентироваться на ожидания других, ведь суть его работы - помощь. А как можно дать клиенту то, что ему необходимо не зная об этом? Верно, никак. Поэтому если психолог не спросил тебя о твоих ожиданиях, скажи ему о них сам. Сделай это как можно раньше, тогда и помощь будет намного эффективнее.

Впрочем, ориентироваться на ожидания должен не только психолог, но и любой человек, который хочет добиться эффективного взаимодействия с кем-либо. Единственное, о чем важно не забывать в подобной ситуации, - экологичность по отношению к самому себе. Не стоит жертвовать собой, переступать через себя постоянно, не получая ничего взамен. В таком случае ты просто иссякнешь и тогда ничего хорошего не будет.

Ожидания я не считаю манипуляцией, это всего лишь стереотип, разрушить который вполне реально, желание, заявив о котором можно получить его удовлетворение. Все возможно изменить, главное не молчать, а говорить! Что же касается ситуаций, когда ты не оправдываешь чьих-то ожиданий, могу сказать одно: спрашивай, согласовывайся и старайся соответствовать! Такие ситуации должны стать для тебя хорошим уроком, стимулом к саморазвитию или же переосмыслению своего опыта.

Будь услышанным и старайся слышать других!

Немає коментарів:

Дописати коментар