Мы очень часто формируем какие-то ожидания. Вернее, всегда это делаем. Мы моделируем ситуации, оцениваем людей и происходящее и, порой, оказываемся огорченными от того, что картинка окружающего мира уж очень отличается от существующей в нашем воображении.
Каково это, не оправдать ожиданий? Ты чувствуешь обиду, жалость, сожаление, досаду, начинаешь корить себя за то, что не прикладывал достаточно усилий, что не смог соответствовать ситуации, в которой оказался на все 100%...
Я сама испытывала такие разочарования, но потом, с появлением некой толерантности к неопределенности и понимания условностей индивидуального восприятия, стала обращать внимание на другое.
По роду своей деятельности мне самой приходиться оправдывать ожидания других людей. :) Но стоит ли на них ориентироваться? Не является ли сознательное оправдывание чьих-то ожиданий согласием на манипулирование собой? И что делать, если пребывая в ожидании ты, порой, получаешь больше "бонусов", чем предпринимая какие-либо действия? Давай разбираться.
Сам процесс ожидания чего-то от кого-то заложен в нас нашим опытом, социальными стереотипами и представлениями о нормах, морали, правильности поведения. Именно поэтому, когда ты сталкиваешься с чем-то не шаблонным, это вводит тебя в ступор, провоцирует стрессовые переживания и т.п. Естественно, ты начинаешь адаптироваться к новой обстановке, "записываешь" в свою библиотеку шаблонов новый стереотип и идешь дальше. Сталкиваясь в дальнейшем с похожим типажом, ты заранее начинаешь вешать на него существующий в твоей голове стереотип - ярлык, а потом, если совпадения не случилось, с огорчением констатируешь несоответствие ожиданиям.
Ожидания - это наше представление о том, что, выходя из контекста, речи, поведения, внешнего вида, должно произойти. Но у другого/других есть такие же ожидания по отношению к тебе, которые совсем не обязательно будут совпадать с твоими. Это абсолютно нормально!
Если никто так и не скажет о своих ожиданиях, не согласуется, произойдет недопонимание. Затем оно может перерасти в конфликт, обиду, злость и пр. Как этого не допустить?
Во-первых, всегда отдавать себе отчет, чего ты ожидаешь в данной конкретной ситуации от данного конкретного человека и почему.
Во-вторых, по возможности постараться сообщить ему об этом.
В-третьих, выяснить ожидания и/или видение происходящего у другой/других стороны.
В-четвертых, сопоставить собственные ожидания и принять решение, стоит ли от них отказываться. Ответь для себя на вопрос: насколько важно тебе придерживаться своих убеждений и получить ожидаемое в данной конкретной ситуации? Исходя из собственного ответа - действуй!
В-пятых, психолог не может не ориентироваться на ожидания других, ведь суть его работы - помощь. А как можно дать клиенту то, что ему необходимо не зная об этом? Верно, никак. Поэтому если психолог не спросил тебя о твоих ожиданиях, скажи ему о них сам. Сделай это как можно раньше, тогда и помощь будет намного эффективнее.
Впрочем, ориентироваться на ожидания должен не только психолог, но и любой человек, который хочет добиться эффективного взаимодействия с кем-либо. Единственное, о чем важно не забывать в подобной ситуации, - экологичность по отношению к самому себе. Не стоит жертвовать собой, переступать через себя постоянно, не получая ничего взамен. В таком случае ты просто иссякнешь и тогда ничего хорошего не будет.
Ожидания я не считаю манипуляцией, это всего лишь стереотип, разрушить который вполне реально, желание, заявив о котором можно получить его удовлетворение. Все возможно изменить, главное не молчать, а говорить! Что же касается ситуаций, когда ты не оправдываешь чьих-то ожиданий, могу сказать одно: спрашивай, согласовывайся и старайся соответствовать! Такие ситуации должны стать для тебя хорошим уроком, стимулом к саморазвитию или же переосмыслению своего опыта.
Каково это, не оправдать ожиданий? Ты чувствуешь обиду, жалость, сожаление, досаду, начинаешь корить себя за то, что не прикладывал достаточно усилий, что не смог соответствовать ситуации, в которой оказался на все 100%...
Я сама испытывала такие разочарования, но потом, с появлением некой толерантности к неопределенности и понимания условностей индивидуального восприятия, стала обращать внимание на другое.
По роду своей деятельности мне самой приходиться оправдывать ожидания других людей. :) Но стоит ли на них ориентироваться? Не является ли сознательное оправдывание чьих-то ожиданий согласием на манипулирование собой? И что делать, если пребывая в ожидании ты, порой, получаешь больше "бонусов", чем предпринимая какие-либо действия? Давай разбираться.
Сам процесс ожидания чего-то от кого-то заложен в нас нашим опытом, социальными стереотипами и представлениями о нормах, морали, правильности поведения. Именно поэтому, когда ты сталкиваешься с чем-то не шаблонным, это вводит тебя в ступор, провоцирует стрессовые переживания и т.п. Естественно, ты начинаешь адаптироваться к новой обстановке, "записываешь" в свою библиотеку шаблонов новый стереотип и идешь дальше. Сталкиваясь в дальнейшем с похожим типажом, ты заранее начинаешь вешать на него существующий в твоей голове стереотип - ярлык, а потом, если совпадения не случилось, с огорчением констатируешь несоответствие ожиданиям.
Ожидания - это наше представление о том, что, выходя из контекста, речи, поведения, внешнего вида, должно произойти. Но у другого/других есть такие же ожидания по отношению к тебе, которые совсем не обязательно будут совпадать с твоими. Это абсолютно нормально!
Если никто так и не скажет о своих ожиданиях, не согласуется, произойдет недопонимание. Затем оно может перерасти в конфликт, обиду, злость и пр. Как этого не допустить?
Во-первых, всегда отдавать себе отчет, чего ты ожидаешь в данной конкретной ситуации от данного конкретного человека и почему.
Во-вторых, по возможности постараться сообщить ему об этом.
В-третьих, выяснить ожидания и/или видение происходящего у другой/других стороны.
В-четвертых, сопоставить собственные ожидания и принять решение, стоит ли от них отказываться. Ответь для себя на вопрос: насколько важно тебе придерживаться своих убеждений и получить ожидаемое в данной конкретной ситуации? Исходя из собственного ответа - действуй!
В-пятых, психолог не может не ориентироваться на ожидания других, ведь суть его работы - помощь. А как можно дать клиенту то, что ему необходимо не зная об этом? Верно, никак. Поэтому если психолог не спросил тебя о твоих ожиданиях, скажи ему о них сам. Сделай это как можно раньше, тогда и помощь будет намного эффективнее.
Впрочем, ориентироваться на ожидания должен не только психолог, но и любой человек, который хочет добиться эффективного взаимодействия с кем-либо. Единственное, о чем важно не забывать в подобной ситуации, - экологичность по отношению к самому себе. Не стоит жертвовать собой, переступать через себя постоянно, не получая ничего взамен. В таком случае ты просто иссякнешь и тогда ничего хорошего не будет.
Ожидания я не считаю манипуляцией, это всего лишь стереотип, разрушить который вполне реально, желание, заявив о котором можно получить его удовлетворение. Все возможно изменить, главное не молчать, а говорить! Что же касается ситуаций, когда ты не оправдываешь чьих-то ожиданий, могу сказать одно: спрашивай, согласовывайся и старайся соответствовать! Такие ситуации должны стать для тебя хорошим уроком, стимулом к саморазвитию или же переосмыслению своего опыта.
Будь услышанным и старайся слышать других!
Немає коментарів:
Дописати коментар