четвер, 27 березня 2014 р.

8 шагов на пути к объективности / Way to Objectivity


Ранее я уже писала об условности восприятия и эта тема все еще остается актуальной для меня, и, как мне кажется в последнее время, для всей страны. Особенно в период возможных военных действий.

Действительно, во времена нестабильности, неопределенности, переходного периода мы находимся в некой растерянности, не знаем, куда бежать и за что хвататься. Это естественная реакция нас, как динамической системы личности, которая в данный момент стремиться к сохранению своей целостности и стабильности.

Но как быть, если споры с близкими выводят из себя, а "накал страстей" вокруг подталкивает к безумию? Здесь на помощь приходит отстраненное восприятие ситуации "как есть", то есть более объективно.



Именно об этом я рассказывала во время лекции в Открытом университете Майдана и даже записала ее сжатую версию для радио.

Итак, человеческое восприятие субъективно, оно обусловлено опытом, стереотипами, культурой, воспитанием, знаниями, качествами, нормами, моралью, ценностями, желаниями, потребностями и многим другим. Также на условность восприятия влияют наши темперамент, ведущая репрезентативная система, понятийный апарат, мировозрение и настроение. Кроме того на образ воспринятого нами предмета/ситуации/явления влияет контекст, в котором мы воспринимаем, предыдущие воспринятые объекты и последующие. Но как увидеть ситуацию целиком, как перестать воспринимать ее однобоко?

Существует несколько шагов на пути к объективности. Рассмотрим кратко каждый из них.

Анализ и синтез

Это естественные функции нашего мышления. Анализ - когда ты пытаешься разложить предмет или событие на составляющие части, а синтез - когда собираешь частички в единую картину. Иногда мы смотрим на мир однобоко только потому, что отказываемся замечать детали. В таком случае попробуй заметить больше, поэкспериментировать сочетая самые разнообразные детали в одно целое. Это не просто позволит открыть новые грани в объекте, но и поможет развить творческое мышление.

Использование всех анализаторов (органов чувств)

Очень часто мы забываем, что у нас есть уши, если смотрим на кого-то привлекательного. Или, слушая харизматичного лидера, забываем о смысле сказанного и не замечаем явных противоречий с реальностью. Помни о том, что, задействуя для восприятия (в данный момент) или осознания (постфактум) происходящего все свои органы чувств, как зрение, ощущения, слух, так и осмысление, ты можешь приблизиться еще на шаг к объективной картине мира.

Используй все репрезентативные системы (слух, зрение, тактильные ощущения и логические рассуждения) для анализа происходящего. Так ты сможешь замечать больше, анализировать лучше и формировать более полную картину окружающего мира.

Контроль и осмысление эмоциональной реакции

Эмоциональная реакция - это первое, что "срабатывает" в любой непонятной ситуации. И это естественно, ведь она обусловлена химическими и биологическими процессами твоего организма. Эмоции - это также защитный, сберегающий твою систему личности механизм. Но для объективного восприятия ситуации или объекта эмоции часто могут быть преградой, поэтому можно научиться их на время "отключать".

Первый шаг на пути к контролю за эмоциями это их осознание и называние. Назвав эмоцию, которую ты переживаешь в данный момент, ты автоматически получаешь возможность управлять ею, трансформировать в другую или направлять в нужное русло.

Помни, любой анализ и принятие важных решений нужно делать только в хорошем расположении духа, в таких состояниях, как интерес, радость и т.п. Пребывая в низких эмоциональных состояних, ты заганяешь себя в узкий коридор собственного восприятия, одеваешь серые очки и смотришь на мир сквозь узкую щель, упуская при этом его разнообразие, объем и красоту.

Толерантность к неопределенности

В ситуации неопределенности не обойтись без толерантности. Я уже писала ранее, что толерантность к неопределенности - это способность позволить неопределенности существовать в твоей жизни. То есть согласиться на время с тем, что ты не знаешь, что будет завтра, признать неспособность в данный момент повлиять на ситуацию глобально, побыть в состоянии бездействия.

Толерантность к неопределенности может быть активной позицией. Когда ты, осознавая быстроту и хаотичность происходящего вокруг, готов к спонтанности, начинаешь сосредотачивать внимание на себе. Ты смотришь на свои "ноги", куда они идут. Как говорит основатель экофасилитации Павел Лушин, если не знаешь, что делать, смотри, что ты уже делаешь. Или же делай то, что не можешь не делать.
Таким образом ты осознаешь все, что с тобой происходит, после чего спрашиваешь себя: "Все ли меня в этом устраивает?". Если нет, вносишь коррективы.

Как это связано с восприятием? Толерантность к неопределенности помогает тебе не впадать в панику или стрессовые состояния сталкиваясь с проблемой или трубностями, а осуществлять переход на другой уровень.

Открытая система личности

Все предыдущие шаги приводят к тому, чтобы человек, как личность, являлся открытой системой. Только так ты можешь взаимодействовать с окружающим миром, получать новые знание и опыт, развиваться и эволюционировать.

Не подпуская никого к себе, ты будто прячешься в ракушку. В таком случае, однажды высунув свой носик из норки, ты можешь столкнуться с совершенно другим миром, чем ты его помнишь. Выживание в нем будет требовать от тебя большой гибкости, навыков адаптации и, возможно, сам процесс взаимодействия будет более болезненым, чем если бы ты согласовывался с объективной реальностью постоянно.

Моделирование

Расширить поле для восприятия и собственного поведения поможет моделирование ситуации. Продумав самые благоприятный и неблагоприятный для тебя развития события, а также свою реакцию на это и дальнейшие действия, ты тем самым расширяешь свои возможности. То есть перестаешь переживать, чтобы все повернулось именно туда, куда тебе нужно, и начинаешь смотреть на происходящее более широко, замечая даже то, на что раньше не обратил бы внимание.

Осознанность и ответственность

Именно осознанность и ответственность позволяют не переносить свои переживания, стереотипы и убеждения на других, а воспринимать и уважать их точку зрения. Осознанность своих намерений и действий, как и восприятия, помогает легче открыться новому и понять объективный мир, а ответственность  - эффективно взаимодействовать с окружающим.

Позиция наблюдателя

При взаимодействии с внешним миром для его объективного восприятия необходима позиция наблюдателя. Это означает видеть все вокруг "как есть", без эмоциональной или личностной окраски. Например, вместо того, чтобы описывать зеленый мягкий диван, на котором приятно читать книгу или пить чай, мы просто говорим, что перед нами находится предмет мебели.

Именно потому, что даже восприятие цвета субъективно, важно не противопоставлять свою точку зрения мнению собеседника, а выяснить, что какими словами он называет и что под какими понятиями подразумевает. Так ты точно будешь понимать, что ваши точки зрения на один и тот же объект восприятия не противоположные, а просто разные. И вместо того, чтобы ограничиваться одной стороной медали, ты сможешь видеть как минимум еще одну.

Тренируй позицию наблюдателя смотря на себя и ситуацию со стороны, отсраненно. Так ты сможешь наблюдать не только за происходящим, но и за собой в этот момент, а, значит, видеть, куда все движеться и вносить коррективы.

Это основные шаги, соблюдая которые ты сможешь приблизиться к более объективному восприятию окружающего мира. Помни, что мир для человека всегда субъективен, ведь воспринимает целостная личность, а не отдельный твой орган. Но соблюдая описанные мною шаги, ты сможешь расширить границы своего восприятия и видеть не только какой-то один цвет, а целую радугу, наслаждаться полнотой и красотой объективного мира!

Послушать полную аудиозапись лекции на "Громадському радіо" при поддержке Открытого университета Майдана можно по ссылке.


1 коментар:

  1. Трудно передать, до чего неожиданно и приятно встретить применительно к психологии понятие – объективность, отсутствие которой до сих пор не может сделать эту науку полноценной наукой. Обидно, что и эта попытка не привела к выделению тех постоянных составляющих, которые действительно можно назвать – объективными. Очень надеюсь что автор, призывающий к беспристрастности, сможет правильно понять искреннее желание оппонента найти истину, но никак не высказать претензию.
    Вопросы начинаются с первых слов, определяющих все дальнейшее рассуждение:

    - «Итак, человеческое восприятие субъективно, оно обусловлено опытом, стереотипами, культурой, воспитанием, знаниями, качествами, нормами, моралью, ценностями, желаниями, потребностями и многим другим».

    Субъективность человеческого восприятия определяется призмой ощущений, через которые мы познаем мир, а опыт, культура и воспитание убеждают нас в том, что наши ощущения чаще всего обманчивы, и необходимо делать на это поправку. Воздействие на наши рецепторы окружающей среды, осознание физической природы этих воздействий и наше отношение к ним – это разные формы восприятия окружающего нас мира. При этом, уровень объективности определяется именно социальным опытом – знаниями, нормами, моралью и т.д. Чем выше уровень знаний, чем менее мы пристрастны и более социальны, тем в большей степени способны быть объективными. Т.е., вырисовываются конкретные условия структуры личности, основные характеристики обеспечивающие способность человека быть объективным:

    - Прежде всего, это, естественно, ИНТЕЛЛЕКТ – способность перерабатывать определенные объемы информации в единицу времени.
    - Не менее важна ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ направленность отбора вполне определенной информации и категорическое нежелание воспринимать никакую другую – субъективность подхода, пристрастие.
    - Ограничивает все эти процессы индивидуальная и вполне определенная способность организма выделять необходимое количество ЭНЕРГИИ.
    При учете этих составляющих все Ваши шаги можно рассмотреть с другой стороны.
    Например:

    - «Анализ и синтез
    Это естественные функции нашего мозга. Анализ - когда ты пытаешься разложить предмет или событие на составляющие части, а синтез - когда собираешь частички в единую картину. Иногда мы смотрим на мир однобоко только потому, что отказываемся замечать детали».

    Естественные функции мозга присущи всему живому, им обладающему, а анализ и синтез – это качества, приобретенные человеком в процессе социогенеза. Эта уникальная особенность разделяет все человеческие потребности и способности на две неравные и противоречивые половинки – ЭГО – естественное функционирование физиологической системы, и СОЦИО – как составной части громадного социального организма. Т.е. объективная «единая картина» способна появиться только в случае участия в процессе мышления таких социальных качеств как ВОЛЯ – способность выполнять ОСОЗНАННУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ, преодолевая эмоциональные побуждения. Чем слабее Воля, тем меньшее эмоциональное возбуждение способно привести нас в аффективное состояние, при котором уже не до отслеживания деталей, что и делает нас однобокими.
    Отсюда следует, что определенная гармония основных характеристик естественным и неизбежным образом приведет к исполнению всех Ваших рекомендаций, а их дисгармония или недоразвитость сделает следование Вашим советам невозможным?
    Не эти ли условия являются основными критериями способности человека быть объективным?

    ВідповістиВидалити